Ок. Заранее прошу прощение за большой текст. Кому не нужно, не читайте
Из начального поста не ясно, с какой целью планируется «проклейка» и было ли вмешательство ранее. Если банкнота будет использована для частной коллекции – это одно, если предполагается продажа, как в отличном состоянии – это другое.
Поскольку в группу заходят не только специалисты, но и люди просто интересующиеся, начнем с начала. Возможно, это убережет кого-то от некоторых ошибок.
На сегодня существует два основных, кардинально разных, подхода к реставрационным работам:
- «консервация»: процесс неразрушающий, связанный с минимально возможным вмешательством и имеющий цель максимально сохранить подлинность предмета, замедлить его старение и распад не нарушая структуры. В идеале, ничего не делая, законсервировать, сохраняя для потомков, так сказать.
- «синтетика»: процесс, направленный на придание предмету вида, максимально повторяющего состояние и вид на момент его создания (по мнению реставратора). Благодаря стараниям сделать реставрацию незаметной или улучшить предмет (?!), это связано с необратимым вмешательством в форму и структуру предмета. Что остается от оригинала не ясно.
««« Сообщение автоматически объединено »»»
Это два крайних подхода. Баталии на этот счет не утихают со времен первых реставраторов. В жизни истина, как всегда, где-то посередине. Этот подход называют «аналитическим», что предполагает разумную и обдуманную «золотую середину».
Многое зависит от поставленной задачи. Собственно от этого и зависят все дальнейшие действия и применяемые материалы.
В общем, материалы, применяемые в реставрации должны быть:
- обратимыми, имея возможность удаления, при необходимости повторной реставрации.
- стабильными, не меняя свою структуру и свойства при воздействии света, температуры и пр.
- долговечными, не меняя свои свойства в течении длительного периода.
Существует огромное множество веществ, применяемых в этих целях. Список их постоянно дополняется и изменяется. Многие вещества, ранее применяемые, на сегодня не рекомендуются, некоторые прямо запрещены из-за их разрушающего действия.
Касательно клеев, рекомендованных выше и им подобным. Все они очень(!) губительны для бумаги! Механизм такого действия ясен, но объяснение займет много букв, поверьте на слово. Особенно хочу упомянуть канцелярский клей. Его разрушающее действие на ЛЮБОЙ материал просто не передается словами! Человек, который придумал использовать жидкое стекло в качестве клея, будет вечно гореть в аду! Я в этом уверен…
««« Сообщение автоматически объединено »»»
Из всех советов ближе всего к истине использование чеснока. ))) При некотором опыте можно добиться нормального результата. Опять же высокая обратимость. Единственно что, не используйте для белого фона, со временем может давать зеленый оттенок, что никак не мешало при поклейке долларовых купюр.
Если серьезней, рекомендую использовать Карбоксиметилцеллюлозу с добавлением Нипагина (метилпарабена). Оба препарата имеют «эфирное» происхождение, прекрасно растворимы в воде и отвечают всем современным требованиям. Первое вещество как клей, второе добавляется в небольшом к-ве как противогрибковое и противомикробное средство.
Если купюра предполагается для хранения в личной коллекции лучше использовать полоски тончайшей реставрационной (равнопрочной) бумаги, накладывая их на разрывы. Некоторые сорта японской бумаги настолько тонкие, что почти не видны при высыхании. Представьте себе бумагу плотностью 2 грамма на кв. метр! Как вариант можно использовать полоски папиросной бумаги. Так же можно смачивать раствором купюру перед закладкой в пресс. При высыхании уменьшается махровость бумаги, улучшается вид. При некотором изменении рецептуры можно добиться появления характерного купюрного хруста. Эта методика полностью обратима, при необходимости можно легко удалить полоски и провести другие, более радикальные методы реставрации.